НЬЕПС
(Niepce) Нисефор (полное имя Жозеф Нисефор)
(7 марта 1765, Шалон-сюр-Сон, Франция — 5 июля 1833, там же, французский
изобретатель, один из создателей фотографии. Впервые (1820-е гг.) нашел способ
закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве
светочувствительного вещества асфальтовый лак (гелиография). С 1829 сотрудничал
с Л. Дагером.
Ньепс до 1813 много лет занимался
улучшением способа плоской печати — литографии, изобретенной А. Зенефельдером в
1796. Тяжелый баварский известняк, который Зенефельдер использовал в качестве
печатной формы, Ньепс заменил листом жести. На этом листе его сын рисовал
жирным цветным карандашом картинки. Сам Ньепс не умел рисовать и после призыва
сына в армию начал эксперименты с солями серебра. Он стремился заставить свет
рисовать. Достичь цели удалось с помощью асфальтового лака (битума),
растворенного в животном масле. Этот раствор он наносил на пластину из стекла,
меди или сплава олова со свинцом и экспонировал ее в камере-обскуре несколько
часов. Таким образом, "первая фотобумага"
была изготовлена из асфальта. Когда полученное на покрытии
изображение затвердевало и становилось видимым простым глазом, Ньепс в темной
комнате обрабатывал пластину кислотой. Она растворяла покрытие линий
изображения, защищенное от воздействия света во время экспозиции и остававшееся
мягким и растворимым (по другим источникам асфальт вымывался с помощью
лавандового масла и керосина). Затем гравер четко гравировал линии, покрывал
пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров, как это
раньше делалось с любых травленых или гравированных пластин. В результате
получалась гравюра, созданная не художником, а светом — гелиография (в переводе
с греческого «нарисованная светом»). Первое стойкое изображение в
камере-обскуре Ньепс получил в 1822. Однако сохранилась лишь гелиография 1826
года, когда Ньепс начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав
олова со свинцом.
Так
Ньепс впервые в истории сумел избавиться от услуг художника и зафиксировать
точное изображение объекта, «нарисованное» светом. Для этого он первым применил
один из материалов, чувствительных к свету — асфальтовый лак. Но при этом
использовался ручной труд гравера. Такая гелиогравюра представляла собой лишь
начальный этап в изобретении фотографии. Четкость изображения на гелиогравюрах
была невелика. Ньепс изобрел диафрагму для исправления дефектов изображения,
полученного при открытой линзе камеры-обскуры.
В 1827
Ньепс встретился с Луи Дагером, богатым и процветающим владельцем Парижской
диорамы, который предложил ему сотрудничество. И 64-летний Ньепс, больной и
нуждающийся в средствах на дальнейшие исследования, в 1829 подписал 10-летний
контракт с Дагером для совершенствования открытого Ньепсом метода «фиксирования
изображений природы, не обращаясь к помощи художника», включив в него условие,
по которому его сын Исидор станет наследником, если Ньепс умрет раньше
истечения срока контракта. Ньепс отослал Дагеру детальное описание своего
процесса гелиографии, а также продемонстрировал всю технику выполнения
процессов, для чего Дагер специально приезжал в Шалон. В дальнейшем они больше
никогда не встречались: каждый из них самостоятельно работал над изобретением.
|